Ген морозоустойчивости обнаружили у коров сибирские ученые

25 декабря 2020, 08:19

Новосибирские ученые смогли выделить ген, благодаря которому коровы могут переживать самые суровые морозы. Эксперименты проводили на алтайских фермах, в опытах задействовали целое стадо.

Ген морозоустойчивости обнаружили у коров сибирские ученые

Помогут ли эти исследования вывести новые породы, которым не страшны и 40-градусные морозы? Хозяйство «Искандер», Здвинский район. Здесь 70 коров, 20 бычков. Вес каждого – около трех центнеров. Порода мясная – герефорд. Закупили в Европе. Мясо мраморное, с прожилками. Буренки едят зимой сено и силос, летом – траву.

«Они морозов не боятся. Они даже телятся не деннике некоторые. Придешь, а теленок мокрый. Завела его, от ветра спрятала. Дня три он находится там, а потом выскакивает за ней. Бодрые, хорошие», – рассказывает ветеринарный санитар Анатолий Поборцев.

Почему им не страшны морозы? Ученые решили провести эксперимент. Термодатчик вставляется в ушной канал корове и подает радиосигналы, как меняется температура тела. Ученые для исследований выбрали 200 животных, их держали две недели на морозе. Во время эксперимента брали образцы крови и изучали. Оказывается, дело в генетике.

«Проанализировали ДНК – там примерно 100 тысяч мутаций. Нашли, что у тех коров, которые не мерзнут, есть изменения в гене, которые передают сигналы в мозг, в центр терморегуляции. Таким образом, пришли к выводу, что у этих животных изменена терморегуляция, которая изменяет их реакцию», – говорит ведущий научный сотрудник Института цитологии и генетики СО РАН Николай Юдин.

Союзмолоко назвало тренды молочного рынка 2020 года

Причина понятна. Теперь можно поменять геном животных, создать новую породу. Но при этом нужно учесть множество факторов. Корова может выдержать и -50, но при этом ни молока не дать, ни вес не нарастить. А это еще одна особенность герефордов.

«Скороспелость большая. Если молочный скот надо растить полтора года, чтобы сдать, то с герефордами – от восьми до десяти месяцев», – говорит главный специалист управления сельского хозяйства Здвинского района Елена Распутько.

Впервые коров начали одомашнивать в Древнем Египте. Потом эстафету подхватывает Китай. Это было 10 тысяч лет назад. Сейчас ученые считают, что был и третий очаг земледелия – Япония, откуда животных распространили до Якутии. В то время там было тепло. Но со временем прошла адаптация и к морозам.

«Якутские коровы – они называются мясомолочные, дают молоко с больей жирностью, чем обычно: 7-8 процентов. Это тоже указывает на адаптивный процесс. Поэтому жир есть, чтобы прокормить свое потомство», – говорит научный сотрудник Института цитологии и генетики СО РАН Руслан Айтназаров.

В идеале задача генетиков – вывести особую сибирскую породу, чтобы та не мерзла, обильно доилась и быстро набирала вес. Причина морозостойкости теперь известна. Осталось скрестить другие гены.

Источник: vn.ru

Также в разделе:

Новосибирские власти снизят господдержку хозяйств, где есть риск возникновения лейкоза...

«РусАгроМаркет» открыл ОРЦ стоимостью 8,6 млрд рублей...

Новосибирский Минсельхоз прокомментировал проблемы с переработкой молока...

Новосибирский суд ввел наблюдение на Купинском молкомбинате за долг в 163 млн руб перед ДОМ.РФ...

В Новосибирской области реализуется 16 инвестпроектов в молочной отрасли...

Комментарии (0):

Эту новость еще никто не прокомментировал. Ваш комментарий может стать первым.

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать новости.

Авторизуйтесь,
чтобы получить доступ к личному профилю.

Недавние ответы:
Горячее предложение